Верховный Суд РФ Определением по делу Михалева и МБРР


Верховный Суд РФ неоднократно в 2007 году (Определение № 11-В07-12, Определение по делу Михалева и МБРР)  подтверждал законность обращения взыскания на проданный по кредитному договору автомобиль, находившийся в залоге у банка и сменивший к этому моменту несколько владельцев.
Фактически признано возможным изъятие автомобиля у лица, являющегося добросовестным приобретателем, по долгам любого из предыдущих собственников.
Нельзя не видеть, какие чрезвычайно опасные последствия для добросовестных приобретателей может иметь созданный прецедент, обладающий формальными признаками законности.
Отныне, когда залог автотранспортного средства нигде не регистрируется и информацию о залоге получить не возможно, становится чрезвычайно рискованным приобретение на вторичном рынке любого автомобиля, если хотя бы один из его предыдущих собственников использовал заемные средства и передавал автомобиль в залог.
В настоящее время правовых и технических средств для защиты прав покупателя подержанного автомобиля не существует.
Учитывая, что объем российского рынка только подержанных иномарок составляет 2,2 млрд. долларов, или 13% от общего объема  рынка автомобилей, можно утверждать, что риску подвержена каждая седьмая  сделка на рынке.
Кроме того, можно однозначно утверждать, что в случае если не будет изменена сложившаяся практика залога автотранспортных средств, вторичный рынок дорогих автомобилей рухнет, а  вместе с ним существенно уменьшится и емкость рынка новых автомобилей, так как в большинстве случаев средства затрачиваемые на покупку новых автомобилей получаются от продажи подержанных авто.
В сложившихся обстоятельствах единственный выход для урегулирования данной проблемы – это введение на законодательном уровне регистрации залога автотранспортных средств в органах ГИБДД. Причем данная регистрация должна носить не только учетный характер, но и правоустанавливающий, то есть без регистрации залог не должен возникать и соответственно не должны возникать последствия залога автомобиля. Это позволит каждому приобретателю автомобиля получать точную и достоверную информацию об обременениях, наложенных на автомобиль.
 
Юридическая компания Jguard обратилась с заявлением в большинство представительств инсторанных автопроизводителей с предложением добиться изменений в действующее законодательство РФ, обязывающие органы ГИБДД регистрировать залог автомобилей.