Переговорный процесс



Переговорный процесс принято подразделять на несколько основных этапов:

  1. Знакомство на уровне руководства, предоставление информационного меморандума.
  2. Устное согласование параметров сделки.
  3. Составление и подписание письма о намерении.
  4. Подписание соглашения о поглощении.

В переговорном процессе есть несколько правил, соблюдение которых позволяет провести переговоры с максимальной эффективностью:
  • Первое предложение целесообразно делать на уровне высшего менеджмента бизнеса.
  • В случае негативного ответа рекомендуется «сделать паузу», продумать альтернативные варианты предложения, отследить ситуацию, найти дополнительные возможности стимулирования интереса и через некоторое время возобновить переговоры. Часто оппоненту просто необходимо свыкнуться с самой мыслью о возможности продажи бизнеса.
  • Не следует сразу прибегать к попытке «недружественного поглощения», так как эти действия резко увеличивают стоимость сделки и редко приводят к позитивному результату (переходу контроля над бизнесом). Однако эта стратегия имеет смысл, если Вы хотите получить «возврат» затраченных средств; она носит название «green mail» и не приветствуется корпоративным сообществом.

При позитивном восприятии первого предложения в действие вступает «переговорная группа», состав которой должен быть определен еще до первого предложения.
Руководитель этой группы должен обладать следующими качествами: он должен быть коммуникабельным, он должен быть профессионалом, обычно он с самого начала принимает участие в сделке и обладает серьезным опытом ведения переговоров.

Для продавца на стадии переговорного процесса важно наличие информационного меморандума, составление которого зачастую поручают специалистам, работающим над его составлением в тесной связке со всеми уровнями менеджмента продаваемого бизнеса.

Информационный меморандум - это документ, который представляет собой своего рода сокращенный бизнес-план, содержащий всю необходимую покупателю информацию (основные аспекты деятельности предприятия, окружающая среда, долговые обязательства, состояние основных фондов и т.д.).

На основании рассмотрения информационного меморандума потенциальный покупатель/инвестор принимает решение о возможности дальнейшего сотрудничества, поэтому очень важно, чтобы данный документ был подготовлен с максимальной тщательностью.

После достижения устного согласия по основным вопросам предполагаемой сделки, составляется письмо о намерении и начинается процесс подготовки и подписания соглашения о поглощении.