Риски в процессе M&A



Множество неизвестных, способных влиять на сделку M&A факторов и обстоятельств называют рисками M&A. Главная задача специалиста M&A максимально снизить влияние рисков M&A на сделку или довести их до уровня, приемлемого для заказчика.


Ниже приведены некоторые специфические риски M&A: 
  • Несовершенство подготовки стратегического бизнес-плана развития компании, который приводит к  ошибочному предсталению о будущем развитии приобретаемого бизнеса.
  • Выбор неправильной (несовершенной, дорогостоящей) формы слияния. Так, расширение (укрепление) бизнеса за счет приобретения уже действующего, не всегда является самым целесообразным способом достижения поставленных задач.
  • Неправильный подход к определению объекта сделки, начиная от выбора стратегического оппонента и заканчивая выбором структурирования (акции или активы).
  • Неправильное определение привлекательности бизнеса.
  • Упущения при реализации переговорного процесса (ухудшение позиции сильной/слабой стороны, потеря (распыление) управления сделкой, ошибочное определение группы принятия решения и т.д.).
  • Ошибочное определение цены сделки (риск переплаты или риск недополучения прибыли).
  • Недооценку или переоценку дополнительных инвестиций в бизнес (зачастую данный риск проявляется при недостаточной осведомленности контрагентов о реальном положении дел в бизнесе и/ или при неподготовленном или недостаточно детализированном плане интеграции бизнеса).
  • Снижение капитализации бизнеса после проведения сделки (данный риск присущ публично торгуемым компаниям, в связи с изменением ожиданий касательно перспектив объединенного бизнеса).
  • Увеличение налоговой нагрузки бизнеса (в основном, связано с недостаточной проработкой финансовой и юридической схемы сделки).
  • Потерю лояльности клиентов или их отток после завершения сделки и интеграции.
  • Понижение кредитоспособности (связано с риском укрупнения бизнеса и неопределенностью результативности пост интеграционных процессов).
  • Невозможность слияния корпоративных культур и, как результат, снижение эффективности работы персонала (зачастую приводит к «бегству» персонала, негативному восприятию перемен, снижению качества коммуникаций и бизнес-процессов и т.д.).
  • Высокие затраты на интеграцию информационных систем.
  • Возникновение требований кредиторов о досрочном исполнении обязательств.
  • Обязательство выкупить акции (доли, права) у акционеров (собственников), не согласных с реорганизацией бизнеса и т.д.